Есть два способа расчета фудкоста. Первый способ — мы можем посчитать фудкост одного конкретного блюда, что бы узнать процент себестоимости продуктов, необходимых для его приготовления. Этот способ расчета имеет один существенный минус, он актуален только на момент подсчета, так как закупочные цены на продукты постоянно меняются.
Для подсчета нам нужно знать два значения: себестоимость блюда без НДС и цену продажи без НДС. Посчитаем на примере салата Цезарь с курицей. Себестоимость будет равна 125,91 руб, В меню ресторана блюдо стоит 449,15 руб.
Получаем 125,91 / 449,15 * 100 = 28%
Цена продажи блюда выставлена верно, так как она ниже 30-35%. вот для чего нам нужна эта цифра.
Цена на продукты, необходимые для закупки блюд, постоянно меняется, поэтому в идеале нужно еженедельно подсчитывать показатель реального фудкоста вашего ресторана.
Второй способ (реальный фудкост) — фудкост за какой-либо период, например, за неделю, за месяц. Для расчета реального фудкоста вам нужно знать точный расход продуктов. А чтобы рассчитать данный показатель, нужно знать остаток продуктов на начало и на конец расчетного периода. В этом вам поможет инвентаризация. А накладные от поставщика дадут точные данные о количестве поступившего товара за расчетный период.
Для примера возьмем фудкост ресторана за месяц
Реальный расход продуктов = (остаток продуктов на начало периода + поступления) – остаток продуктов на конец месяца
Пример расчёта реального расхода продуктов (Cost of Goods Sold):
- Остаток на начало месяца - 143385 рублей.
- Закупки - 622435 рублей (в том числе и продукты, закупленные с отсрочкой платежа).
- Остаток на конец месяца - 126859 рублей.
143385 + 622435 – 126859 = 638961 (реальный расход продуктов за месяц).
Выручка от продаж без НДС составила 2145000 рублей.
Фудкост за период или реальный фудкост = 29,7%
Постоянный контроль изменения фудкоста и отслеживание его динамики поможет оценить финансовые результаты вашего предприятия, найти проблемные места в работе и принять вовремя верные решения.
Каким же должен быть фудкост? В кофейнях фудкост должен составлять от 12 до 16%, для баров от 16 до 25%. Для ресторанов оптимальная величина фудкоста от 25 до 40%. По мнению некоторых экспертов максимальный показатель фудкоста не должен превышать 30-35%, но, например для стейк хауса фудкост может достигать и 40%. Высокий показатель фудкоста указывает на проблемы, которые могут быть в закупках, в производстве и требуют особого анализа.